Чекуши — фабрично-заводская окраина
Юго-западная оконечность Васильевского острова издавна приобрела характер фабрично-заводской окраины города, которую называли Чекушами. Подробное описание этого района Петербурга, каким он был в конце XIX века, оставил А. А. Бахтиаров в своей книге «Пролетариат и уличные типы Петербурга.
Бытовые очерки», изданной в 1895 году. Местность вблизи порта на юго-западе от Большого проспекта в XVIII веке была занята всевозможными складами для хранения пеньки.
Однако сюда иногда завозили и муку. Мука подмокала и склеивалась.
Ее приходилось разбивать. Для этого был изобретен специальный инструмент в виде колотушки, который назвали «чекуши».
Со временем это профессиональное название перешло на всю окрестность. Чекуши находятся рядом с Галерной гаванью, примыкая к Неве.
Если с Большого проспекта вы повернете налево, по Кожевенной линии, то придете именно в этот район, где издавна находились кожевенные мастерские. Тогда прибытие в Санкт-Петербург на корабле морским путем всегда сопровождалось сильным запахом кожи.
В Чекушах было сосредоточено до десяти кожевенных заводов, и берег был густо утыкан заводскими трубами.
На этих заводах обрабатывали всю кожу с крупного скота. Парадное место под производство с неприятным запахом было выделено по той причине, что исторически поблизости, на Гутуевском острове, были сосредоточены городские скотобойни.
Кроме кожевенных заводов, в Чекушах находился Балтийский завод, где строили военные крейсеры для русского флота. Впечатляющим зрелищем для Петербурга XIX века был огромный строящийся корабль, возвышающийся над домами и облепленный множеством непрерывно постукивающих по железному корпусу рабочих.
В 1892 году на Балтийском заводе был спущен на воду самый колоссальный крейсер русского флота того времени — «Рюрик». Его длина составляла 426 футов (130 м), ширина — 67 футов (20 м). Стоимость строительства корабля достигала 6 млн рублей.
В 1909-1914 годах под руководством кораблестроителей А. Н. Крылова и И. Г. Бубнова на заводе сооружались первые русские линкоры «Севастополь» и «Петропавловск».
В советское время Балтийский завод получил имя С. Орджоникидзе.
Во время революции он стал одним из основных центров стачечного движения.
После 1917 года завод выпускал самые разнообразные суда — атомоходы, танкеры и рефрижераторы, рудовозы и контейнеровозы, суда внутреннего плавания и океанские лайнеры. С набережной у Горного института хорошо видны силуэты подъемных кранов Балтийского завода.
Всего за ISO-летнюю историю предприятия здесь было построено более 500 судов.