Адмиралтейские верфи

Адмиралтейские верфиНа набережную Фонтанки выходит здание главной проходной Адмиралтейского завода (дом № 203) — одного из крупнейших судостроительных предприятий страны. Строительство главной верфи России началось 5 ноября 1704 года, а уже в апреле 1706 года на воду было спущено первое судно.

Если первоначально в Главном Адмиралтействе строились небольшие суда — галеры, буера, бригантины и шнявы, то уже в сентябре 1709 года здесь был заложен первый корабль открытого моря, ознаменовавший собой новый этап в развитии русского флота — 54-пушеч-ная «Полтава». Всего в петровское время на верфях Адмиралтейства было построено 23 корабля и более двухсот галер.

Именно здесь была построена и испытана в 172S году первая подводная лодка — «потаенное судно» крестьянина Ефима Никонова.

Первая половина XIX века ознаменовалась началом использования пара и созданием металлических кораблей. В августе 1815 года на заводе был построен первый в России пароход, успешно совершавший затем рейсы в Кронштадт.

Инженерами и мастерами Адмиралтейских верфей были созданы корабли, ставшие вехами в истории флота России и мирового технического прогресса.

Это — броненосная батарея «Не тронь меня» с первыми морскими нарезными артиллерийскими орудиями; первый в мире мореходный миноносец «Взрыв»; прототип эскадренных броненосцев «Петр Великий» — мощнейший корабль своего времени.

Среди кораблей, родившихся на стапелях завода, — и легендарный крейсер «Аврора», и совершивший под командованием СО. Макарова трехлетнее кругосветное путешествие знаменитый корвет «Витязь», чье имя высечено на фасаде Океанографического музея в Монако. Со дня основания верфи до 1917 года на ней было построено более 1000 судов и кораблей.

Среди них 137 крупных парусных военных кораблей, около 700 средних и малых парусных и гребных судов, более 100 металлических кораблей, в том числе 25 броненосцев, 8 крейсеров 1-го ранга. По числу и качеству построенных кораблей в те годы в России не было верфи, равной Адмиралтейству.

В годы Великой Отечественной войны на всех четырех флотах советские моряки сражались на кораблях адмиралтейской постройки. Это серии подводных лодок типа «Щ», «С», «К», «М», бронекатера, морские охотники.

В послевоенное время предприятие строило подводные лодки и боевые надводные корабли, суда гражданского флота самого различного назначения. В 1959 году вошел в строй первенец мирного атомного флота — ледокол «Ленин», более 30 лет проплававший затем во льдах Арктики, прошедший за свою службу около миллиона миль.

В 1963 году был построен танкер «Ханой» водоизмещением 62 тыс. тонн, а в 1980-м — ледокол «Отто Шмидт», предназначенный для научных исследований в Арктике.

Следует отметить, что на верфи выполняли не только судостроительные заказы.

Здесь были отлиты все барельефы и украшения Александровской колонны на Дворцовой площади.

В этих же мастерских изготавливались подвесные части петербургских мостов, сфинксы Египетского моста, грифоны Банковского моста, Львиный мост, многие сотни метров чугунных оград вдоль невских берегов, скверов и парков города. На предприятии изготовили пять стальных каркасов пятиконечных рубиновых звезд для башен Московского Кремля, множество металлических конструкций для Московского метро, тюбинги для Ленинградского метрополитена.

Здесь же создавались несущие конструкции перронов Московского вокзала, верхняя часть обелиска «Городу-герою Ленинграду» на привокзальной площади, предприятие финансировало создание памятника «Ника» к 300-летию Российского флота.

В настоящее время генеральным направлением работы «Адмиралтейских верфей» является проектирование, производство и модернизация судов гражданского и военного назначения различных типов.

По направлению «Гражданское судостроение» предприятие осуществляет строительство современных танкеров для перевозки нефти и нефтепродуктов грузоподъемностью 47 тыс. тонн и уникальных ледовых танкеров грузоподъемностью 70 тыс. тонн.

С 1994 по 2007 год предприятие передало более 20 танкеров заказчикам из различных стран. На предприятии также налажен серийный выпуск товаров народного потребления — лодок «Мастер» с алюминиевым сварным корпусом.

По направлению «Военное судостроение» верфи производят строительство и модернизацию неатомных подводных лодок и глубоководных аппаратов, спасательных судов и судов снабжения.

Related posts