Набережная канала Грибоедова

Набережная канала ГрибоедоваКанал Грибоедова берет свое начало от реки Мойки и почти повторяет ее течение, делая лишь более резкие изгибы в средней части. В нижнем течении он впадает в реку Фонтанку. До 1923 года канал называли Екатерининским.

Его длина составляет 5 км, а ширина 32 метра. От других водных артерий он отличается узким извилистым руслом с чередованием прямых участков и крутых излучин.

Когда-то на месте канала протекала небольшая извилистая речка Кривуша.

Она брала начало из болота, располагавшегося в районе нынешней площади Искусств. В 1735 году в створе Вознесенского проспекта через реку возвели деревянный Вознесенский мост.

Прибрежные районы южнее Невского проспекта застраивались после 1737 года.

Здесь выдавали участки земли служащим морского ведомства.

Хозяева участков должны были следить за состоянием берега на своей территории — чистить и укреплять его. Лес вдоль берегов вырубали, однако царским указом было велено оставлять липу, клен и дуб для декоративного озеленения участков.

В 1740-х годах для осушения местности и устройства сквозной коммуникации Кривушу соединили с Мойкой Конюшенным каналом, который стал впоследствии начальным прямолинейным участком современного канала Грибоедова. В 1764-1790 годах речку расчистили и углубили.

Работы велись, в частности, под руководством Иллариона Матвеевича Го-ленищева-Кутузова — генерала-поручика, сенатора, отца будущего полководца Михаила Кутузова. В результате река превратилась в канал.

Естественные изгибы русла были в основном сохранены, берега одели в гранит, а набережные украсили чугунными решетками.

Канал назвали Екатерининским, поскольку строительство велось в царствование Екатерины II. К концу XIX века канал чуть было не стал проспектом.

Поскольку русло загрязнилось, судоходство оказалось под угрозой, он перестал выполнять транспортную функцию, и появился проект по его засыпке. Предполагалось, что на его месте будет проспект с двумя рельсовыми путями на конной тяге и прогулочный бульвар, украшенный бюстами царей и великих князей.

Авторами проекта были архитектор Н. Л. Бенуа, инженер А. Ф. Буров и инженер-полковник Н. И. Мюсмард. Проспект должен был носить имя императора Александра II. Император Александр II проект одобрил, но переправил его на рассмотрение экспертной комиссии.

Работа предстояла большая.

Например, Банковский мост нужно было перенести к Царицыну лугу, а Никольский мост — на Крюков канал.

Рельсовая дорога в течение пятидесяти лет должна была принадлежать акционерному обществу, которое выполняло строительные работы. Проект вызвал большой резонанс и разногласия в общественности.

После долгих обсуждений Петербургская Городская комиссия отвергла проект засыпки канала, и он остался в том виде, в котором существует сейчас.

Современное название он получил в память об Александре Сергеевиче Грибоедове, который жил в одном из домов на набережной.

В настоящее время через канал переброшен 21 мост, в том числе Банковский, украшенный грифонами, и Львиный — с чугунными скульптурами львов. На набережной канала Грибоедова расположены известные достопримечательности — храм Спаса на Крови, корпус Бенуа Русского музея, Дом книги, Казанский собор и другие.

Большая часть зданий на набережной — бывшие доходные дома.

Related posts