«Подвалъ Бродячей собаки»

«Подвалъ Бродячей собаки»Заведения общественного питания, коими являются рестораны, кафе и бары, могут привлекать внимание не только изысканными блюдами, но даже названием. Согласитесь, что вывеска над кафе «Саквояж беременной шпионки» заинтригует и заставит в него заглянуть с большей вероятностью, чем, скажем, в кафе «Фиалка». Невольно удивишься и зайдешь в бар «Синий Пушкин» или в ресторан «Матросская тишина».

Хочется посидеть и в ресторане парусника «Летучий Голландец».

А в арт-кафе «Бродячая собака» петербуржцы охотно заглядывали еще сто лет назад. В канун 1912 года в Санкт-Петербурге в подвале на Итальянской улице было открыто первое в России ночное литературно-артистическое кабаре «Подвалъ Бродячей собаки».

За 70 лет до него в здании действовал салон братьев Виельгорских, где ни одна неделя не обходилась без концертов или музыкальных вечеров.

Позже более полувека этот дом принадлежал Я. А. Дашкову и его детям; здесь создавалось знаменитое собрание книг, портретов, гравюр, рукописей, документов П. Я. Дашкова — уникальное собрание материалов по русской истории, открытое для пользования всему Петербургу. Активное участие в организации «Бродячей собаки» принял Алексей Толстой, который пригласил на открытие многих петербургских знаменитостей.

Входные билеты для посторонних были очень дорогие.

Таким образом, была подведена материальная база под клуб. Придя в кафе, посетитель попадал в подвал, спустившись по узкой крутой лестнице под навесом, которую освещал красный фонарь.

Напротив входа стоял большой камин, справа от входа — небольшая сценическая площадка, рядом с ней — рояль.

На конторке лежала большая «Свиная книга», где посетители писали свои автографы, поэты — экспромты, художники делали зарисовки.

Здесь собирались модернисты, декаденты, футуристы, акмеисты и так называемые «фармацевты» — люди, не имевшие никакого отношения к искусству, но готовые дорого заплатить за возможность провести время в обществе богемы. На сцене кафе обрели известность Анна Ахматова и Осип Мандельштам, Георгий Иванов и Велимир Хлебников, Владимир Маяковский и Александр Вертинский и многие другие.

Однако уже в марте 1915 года по распоряжению полиции кафе было закрыто.

В годы перестройки попытки восстановить «Бродячую собаку» делались неоднократно, но они были безуспешны.

И только в канун 2001 года Склярскому Владимиру Александровичу с командой единомышленников удалось сделать невозможное — 7 декабря 2000 года, в день 125-летия со дня рождения ее основателя Б. К. Пронина, открылись двери возрожденной «Бродячей собаки».

С того времени арт-подвал снова собирает в своих стенах артистов и художников, поэтов и писателей, музыкантов и композиторов.

В коридоре кафе стены расписаны автографами тех, кто активно участвовал в «собачьей» жизни, — Юрия Темирканова, Гедона Кремера, Елены Образцовой, рисунками Михаила Шемякина и многих других.

Здесь проходят поэтические вечера, концерты и спектакли.

В ходе экскурсии гости осматривают исторические залы, узнают о его выдающихся посетителях и той роли, которую играло кафе в культурной жизни российской столицы.

В новогоднюю ночь (по старому стилю) с 13 на 14 января 2012 года исполнилось ровно 100 лет с момента, как распахнулись двери литературно-артистического кабаре «Подвалъ Бродячей собаки» и началась его легендарная жизнь.

Related posts