Набережная Зимней канавки

Предлагаем для начала прогуляться вдоль набережной Зимней канавки. Это один из самых коротких в городе каналов, его длина — 228 метров, а ширина не превышает 20 метров. Находится он в самом центре Северной столицы, около Зимнего дворца, и соединяет реки — Большую Неву и Мойку.

Он был прорыт в 1718—1719 годах, работами руководил известный строитель-подрядчик Василий Озеров. Эта часть набережной стала одной из первых каменных набережных в городе. К 1787 году на 2-х противоположных берегах канала построили трёхэтажное здание Эрмитажного театра и Большой Эрмитаж. Два здания на уровне 2-го этажа связывал переход, опирающийся на мощную арку, перекинутую через канавку.

В 1782—1784 годах набережные канавки были закованы в традиционный для города гранит и украшены строгими решетками. Первое название канал получил в 1738 году — Старый Дворцовый канал, но фактически оно не употреблялось. В народе канал называли Зимнедомским, Зимнедворцовым или просто Зимним. С 1768 года правый берег именовался Почтовой улицей, так как рядом, на нынешней Миллионной улице, располагался Почтовый двор. Современное название известно с 1801 года.

Первый деревянный подъёмный мост был перекинут через канал в 1718—1720 годах, сразу после прорытия канала у Зимнего дворца Петра I по голландскому образцу. Сейчас через Зимнюю канавку перекинуто 3 моста: 1-й Зимний (по Миллионной ул.), 2-й Зимний (по наб. реки Мойка) и Эрмитажный (по Дворцовой наб.), бывший Зимнедворцовый.

Первый Зимний и Эрмитажный мосты были построены в XVIII веке, причем Эрмитажный мост стал первым каменным мостом в Петербурге. Второй Зимний мост был сооружён в 1960-х годах, но он был специально выстроен по старинному стилю, чтобы не разрушать атмосферу пушкинского Петербурга.

Этот небольшой канал знаменит благодаря музыкальному и кинематографическому интересу. В своей опере Петр Ильич Чайковский «Пиковая дама», в 3-м действии вводит элемент сюжета, который отсутствует в одноимённой повести Пушкина, ставшей оригинальной литературной версией музыкального произведения.

Это касается того момента, когда героиня композитора Лиза бросается с Эрмитажного мостика в воды Зимней канавки, так как от неё убегает помешавшийся на 3-х картах Герман. Чайковский сделал это, находясь под влиянием реального факта самоубийства некой Юлии Перовой, совершенного на этом месте на почве несчастной любви, и описанного в одной из петербургских газет 1868 года. Известно, что в 1890 году Пётр Ильич посылает вырезку из газеты своему брату Модесту с просьбой включить самоубийство Лизы в либретто оперы. Поэтому можно услышать и второе название этого моста — «Мостик Лизы».

Related posts