Санкт-Петербургский буддийский храм

«Дацан Гунзэчойнэй», так называется в Петербурге этот буддийский храм, в переводе с тибетского «Гунзэчойнэй» означает источник святого учения Всесострадающего, Владыки-отшельника. Он является самым северным в мире буддийским храмом. Относится к Буддийской традиционной сангхе России, школа гелугпа.

А также это один из самых дорогих буддийских храмов в Европе. Дацан в Петербурге построили из колотого гранита и из многих других ценнейших материалов. Храм представляет собой монументальное произведение искусства, знаменитое также шикарными витражами, которые изготовил Николай Рерих. На них художник изобразил 8 благих буддийских символов.

Из летописей можно узнать, что первыми буддистами на берегах Невы были волжские калмыки, подданные Калмыцкого ханства, которое вошло в состав России в 1609 году. Во время строительства Петропавловской крепости, с которой был воздвигнут Петербург, буддисты усердно трудились вместе с другими рабочими, и жили неподалёку, в Татарской слободе, расположенной за кронверком, в районе нынешней Большой Спасской улицы.

Однако в более поздних источниках XVIII — середины XIX веков нет никаких упоминаний о проживании тут калмыков, или представителей буддийской конфессии. Буддийская община в Санкт-Петербурге начала формироваться в конце XIX века.

В 1900 году представитель Далай-ламы XIII в России — Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в Санкт-Петербурге. В 1909 году Доржиев купил надел земли на северной окраине города, на берегах Маленькой Невки. Проект разрабатывался в соответствии с канонами тибетской архитектуры в 1909 году студентом Института гражданских инженеров Н. М. Березовским и архитектором Г. В. Барановским — автором проекта Елисеевского гастронома на Невском проспекте.

Строительство велось в 1909 -1915 годы. Первое буддистское служение состоялось в 1913 году в честь 300-летия династии Романовых. Для храма король Сиам Рама Пятый подарил статую Будды. Освящение Дацана состоялось в столице 10 августа 1915 года. Не очень хорошая судьба постигла Дацан и его служителей в начале советской власти и во время Великой Отечественной войны. Храм закрыли, а здание передали во владение физкультурников.

Дацан попадает в сюжет повести «Старуха», написанной Даниилом Хармсом в 1939 году. Когда герой едет в пригородном поезде с Финляндского вокзала на станцию Лисий Нос и рассказывает, что видит из окна:

Мы проезжаем Ланскую и Новую Деревню. Вон мелькает золотая верхушка Буддийской пагоды, а вон показалось море.

Во время Великой Отечественной войны в храме была устроена военная радиостанция. Она оставалась в здании до 1960-х годов и использовалась в качестве «глушилки». В 1960 году Ю. Н. Рерих и ряд других востоковедов добились того, чтобы здание было передано Академии Наук. Затем здесь находились лаборатории Зоологического института АН СССР.

Лишь в 1968 году храм объявили памятником архитектуры местного значения. В 1990 году решением исполкома Ленгорсовета храм был передан Центральному духовному управлению буддистов СССР. В 1991 году храм получил современное название — Дацан Гунзэчойнэй, тибетское имя, данное ему при освящении.

Через 3 года в главном алтаре храма был установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, изготовленный монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле — из папье-маше, с последующим покрытием фигуры сусальным золотом. С тех пор Дацан посещают тибетские и западные учителя. В его стенах читают лекции по буддийской философии, дают специальные учения и посвящения мирянам, проводят медитационные ретриты, которые, по вероучению буддистов, служат практикой для накопления благих заслуг и способом самопознания.

Буддийские монахи регулярно совершают молебны за благополучие живых и за лучшее перерождение усопших. Кроме того, в общине ведут приём астрологи и врачи-тибетологи, специалисты в области традиционной тибетской медицины.

Related posts