Нежелательные иностранци

Через два года возникла программа, включавшая пункты об «освобождении народа своими силами и его экономической эмансипации, о солидарности трудового народа всего мира независимо от национальной принадлежности». В 1880 г. появилась еще одна программа, автором которой явился Н. К. Судзиловский-уссель. В ней говорилось о коллективной собственности групп промышленных и сельскохозяйственных рабочих, что папоминало народнический общинный социализм.

Выражалась вера в то что, «развиваясь естественным путем, нынешнее общество придет к социальной революции».

Но прошло лишь несколько лет, и в 1883-1884 гг. румынские социалистические круяжи обратились к марксизму, прекратив поиски каких-то «особых путей» развития родины и нового общества. Капитализм в Румынии стал явью, рабочий класс начал проявлять себя на социальной и политической арене.

Глубокое воздействие оказала Паршкская коммуна, ежегодно революционные румынские кружки отмечали ее годовщину. В 1881 г. очередная годовщина совпала с покушением на Александра II. Власти приписали «ясским нигилистам» намерение торжествовать по поводу смерти монарха соседней державы.

В парламенте поспешно провели закон о высылке «нежелательных иностранцев», под статьи которого подвели некоторых социалистов.

В 1883 г. газета «Еманчипаря» («Освобождение») опубликовала переводы из «Капитала». Вслед за этим на румынском языке появляются «Заработная плата, цена и прибыль», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и другие работы К. Маркса и Ф. Энгельса.

Выходившая с 1884 г. газета «Ревиста сочиалэ» («Социальное обозрение») отмежевывается от анархистских и прочих мелкобуржуазных идей и объявляет, что будет отстаивать не утопический, а научный социализм, который «стал подлинной силой в Европе, имеющей столь большое значение, что уже никто не может этого отрицать». К. Доброджану-Геря, проделав путь от народничества к марксизму, печатает ряд серьезных исследований -«Карл Маркс и паши экономисты», «Материалистическая концепция истории», «Анархизм и социализм», доказывая в них, что социализм для Румынии не «экзотический цветок», как утверждали его противники, а закономерный путь развития.

Related posts