Обострение классовой борьбы

Так, великий поэт Михаил Эминеску и крупный прозаик Барбу Делавранча по своим политическим взглядам примыкали к консерваторам. Наблюдаются и сознательные попытки увести культуру в заоблачные сферы «чистой» мысли, «доказать» ее оторванность от забот повседневной действительности.

Литературоведение становится полем битвы между сторонниками «искусства ради искусства» и поборниками критического реализма, прорезываются уже и контуры новой пролетарской культуры. Сфера культуры отражала переход основных слоев буржуазии на позиции социальной консервации в политике и их тяготение к охранительным течениям в идеологии.

В борении и противоречиях происходило ее становление.

Основные направления общественно-политической мысли, революционно-демократическое, радикальное, либеральное, развитие социализма обрисованы в предшествующих. Ниже мы остановимся на развитии просвещения, печати естественных наук, историографии, обрисуем основные литературной жизни, музыкального и изобразительного искусства.

Значительные сдвиги произошли в развитии как школьного, так и университетского образования, основы культуры.

Румыния явилась пятой страной в Европе, где начальное обучение было провозглашено бесплатным и обязательным. Число школ в селах и городах возросло; в 1850 г. учащихся насчитывалось всего 16 тыс., в 1875 г. их было уже 100 тыс. Вместе с тем право на просвещение, как и многое другое, отвечавшее интересам народа, оставалось на многотерпеливой бумаге.

На нужды школ отпускались мизерные средства. Искренние усилия радетелей грамоты, объединившихся в обществе просвещения румынского народа, старания отдельных министров, вроде известного математика Спнру Харета, не могли принести весомых плодов в обществе, девять десятых которого думали не о книге, а о куске мамалыги па завтрашний день.

Просвещение носило, по существу, сословный характер.

Related posts