Содержание армии

В союзе с помещиками рассчитывала она обрести условия для совместной эксплуатации народных масс. Если ее экономическим интересам и отвечало проведение буржуазных реформ, в том числе и в сельском хозяйстве, то политические расчеты побуждали не торопиться, действовать осторожно и с оглядкой. Дорого обходилось стране содержание армии.

Налоги росли как на дрожжах. Недоимки достигли в 1866 г. 30 мли лей. Чиновники и офицеры месяцами ждали жалованья, пенсионерам не выплачивали полагавшегося содержания, а кредиторам государства процентов.

В августе 1865 г. оппозиция, воспользовавшись недовольством введенными налогами, спровоцировала уличные беспорядки в столице. Войска стреляли в толпу, убив 20 человек и многих ранив…

Паутина заговора распространялась все шире. Осенью 1865 г. бывший участник валашской революции, радикал и республиканец, член возглавлявшегося Джузеппе Мадзини Центрального комитета европейской демократии И. К. Брэтиану отправился за границу подыскивать иноземного принца на румынский престол.

Вечером 10 февраля 1866 г. ярко светились окна дома Константина Росетти, гремела музыка, хозяин давал бал. Прохожие и не подозревали, что все это служило прикрытием сборищу заговорщиков, в домашней типографии тем временем печатались манифесты об отречении Кузы и создании нового правительства.

До князя доходили слухи о готовящемся перевороте.

Он просил майора Лекку усилить охрану дворца.

Тот, сам участник заговора, заверил Кузу, что меры предосторожности приняты.

Ночью резиденция главы государства была окружена артиллерией. Заговорщики, пропущенные охраной, ворвались в спальню князя и, угрожая оружием, заставили подписать акт отречения, в который была вписана фраза, будто этот акт соответствует «пожеланиям всей нации».

Свергнутого господаря в закрытой карете переправили на частную квартиру, а через несколько дней выслали из страны.

«Чудовищная коалиция» пришла к власти.

Утром после переворота страна узнала, что власть переменилась. Государство временно возглавило наместничество из трех лиц: Н. Голеску от либералов, Л. Катарджиу от консерваторов, полковник Хараламб «представлял» артиллерию. Главой правительства был назначен И. Гика. Не был обойден должностью и майор Лекка — его предательство было оплачено постом военного министра. Куза был переправлен за рубеж и остаток жизни провел в изгнании. Инициаторы его устранения настолько спешили, что ошиблись с выбором его преемника. Скоропалительно новым князем был провозглашен Филипп Фландрский, второй сын бельгийского короля. Большинство парламентариев знать не знали и ведать не ведали, что же представляет из себя поименованный принц, однако послушно подняли руки «за». «Избранник нации», однако, не пожелал принимать предложенной ему короны. Пришлось заняться поисками новой кандидатуры. «Чудовищная коалиция» торопилась. В стране было неспокойно. Внушала тревогу и международная обстановка: Куза был признан державами-гарантами, их консулы поэтому решили воздержаться от признания переворота. Особое недовольство выражал Париж, с которым изгнанник был тесно связан. На этот раз организаторы переворота остановились на кандидатуре Карла Гогенцоллерна Зигмарингена, отпрыска боковой ветви прусского королевского дома. По матери он находился в родстве с Бонапартами, что должно было, по мнению наместничества, устранить французскую оппозицию. Надо было, однако, рассеять тревогу российского министерства иностранных дел, которое пыталось воздействовать на прусского короля Вильгельма I, с тем чтобы он, как глава дома Гогенцоллернов, не давал согласия на избрание своего родственника. Румынские власти нашли способ успокоить петербургских сановников.

Related posts