Заседания комиссии

Крестьяне обрушили град гневных обвинений на бояр, которые, по словам одного из крестьянских представителей, стали бы продавать «крестьянам за деньги свет и тепло», если бы им «удалось наложить руку на Солнце», и заставили бы земледельцев «страдать от тьмы, холода и жажды», как принуждают «страдать от голода, захватив их земли». Боярские делегаты стали саботировать заседания комиссии, некоторые из них вообще уехали из Бухареста. Девятое заседание явилось последним; комиссия прекратила работу, не решив ни одного вопроса.

Социальная база валашской революции была подорвана полной неспособностью ее руководителей хоть в какой-то степени пойти навстречу деревенской массе.

А революция доживала последние дни. Для зажатой между царской Россией и султанской Турцией Валахии международная обстановка складывалась неблагоприятно, особенно после подавления движения в Молдове и ввода туда царских войск.

Поскольку вмешательство Петербурга во внутренние дела княжеств, неизменно игравшее на руку консервативным силам, в 30-40-е годы ощущалось особенно остро, вопрос об освобождении от «покровительства» царизма являлся основой внешнеполитической программы революционного правительства. Однако оно допустило ошибку, вообразив, что с этой целью можно использовать соперничество России и Турции, недоверие и взаимную подозрительность Николая I и Абдул-Меджида.

План «умиротворения» Порты и привлечения ее на свою сторону был не только утопичен, но и наносил определенный ущерб престижу валашской революции.

Поспешную отправку дани в Стамбул (с чем не очень спешил ранее князь Георге Бибеску), заверения в преданности самому деспотическому режиму в Европе никак не вязались с провозглашенными в Валахии принципами свободы, равенства и братства. Взятый курс правительство возможности включить в революционную программу требование объединения с Молдовой (хотя в печати этот вопрос широко обсуждался).

Related posts