Андреевский собор и церковь Трех Святителей

Андреевский собор и церковь Трех СвятителейВ 1724 году император Петр I заказал известному шведскому архитектору Никодемусу Тессину-младшему проект Андреевской церкви, которую планировали поставить на Стрелке Васильевского острова. Архитектору было поставлено условие — храм должен был напоминать римскую базилику Св. Петра.

Через год Тессин предоставил проект церкви, была изготовлена ее модель, но осуществить замысел не удалось из-за внезапной смерти царя.

К идее строительства храма на Васильевском острове вернулись в 1727 году, когда императрица Екатерина I распорядилась выделить средства для возведения деревянной церкви Святого апостола Андрея Первозванного. Проект выполнил архитектор Джузеппе Трезини — под его надзором проводились подготовительные работы и расчистка участка от леса.

В октябре 1732 года архиепископ Новгородский и Великолукский Феофан Прокопович освятил церковь во имя Святого апостола Андрея. Иконостас в нее перенесли из домовой церкви князя Меншикова, средства на облачения и утварь пожертвовала императрица Анна Иоанновна.

В первые годы при храме имелось небольшое кладбище, где, по преданию, похоронены известный государственный деятель петровской эпохи князь Я. Ф. Долгорукий, невеста императора Петра II, княгиня Е. К. Долгорукая, знаменитый изобретатель и сподвижник Петра I А. К. Нартов.

Храм посещался знатными особами, в нем было установлено царское место. В соборе приносили присягу профессора Санкт-Петербургской императорской Академии наук Михаил Васильевич Ломоносов и Василий Кириллович Тредиаковский.

Во время грозы 4 июля 1761 года деревянный Андреевский собор сгорел в результате попадания молнии. Новый каменный храм заложили в июле 1764 года по проекту архитектора Александра Францевича Виста.

Строительство затянулось, поскольку во время работ неожиданно рухнул купол и архитектора посадили под арест. Лишь в марте 1780 года новопостроенный собор был освящен.

На колокольне собора имелось десять колоколов. Большой воскресный колокол весом 258 пудов был отлит в Москве на заводе Николая Самгина.

Позже храм неоднократно перестраивали. С 1869 года при храме действовало Общество вспоможения бедным в приходе Андреевского собора, содержавшее детский приют, дешевые квартиры для женщин, приют для неизлечимо больных и больницу с домовой церковью во имя Всех Святых.

С 1881 года председателем этого крупнейшего в России приходского благотворительного общества был известный географ П. П. Семенов-Тян-Шанский.

В 1922 году в Андреевском соборе было изъято большое количество церковных ценностей — сосуды из драгоценных металлов, серебряные оклады икон, старинное Евангелие в серебряном окладе, облачение главного престола, сделанное в 1861 году из 7,5 пудов серебра в мастерской известного ювелира Ф. А. Верховцева, и многое другое.

По указанию властей с колокольни собора сняли колокола, их передали в Петропавловскую крепость, а впоследствии переплавили.

В 1938 году в храме прекратились богослужения, а часть духовенства и самых активных прихожан арестовали и приговорили к расстрелу. Вскоре собор был закрыт.

Во время Великой Отечественной войны в результате артобстрелов и взрыва авиабомбы пострадали фасады, крыша, уникальный иконостас и интерьеры.

После войны провели небольшие восстановительные работы, и здание передали институту Ленмор-ниипроект. После 1980 года в храме поместили часть антропологических коллекций Института этнографии им. Миклухо-Маклая АН СССР (Кунсткамеры).

Возрождение собора началось лишь в 1988 году после посещения его митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием.

Андреевский собор был передан епархии 10 декабря 1992 года.

Летом 1995 года Институт антропологии и этнографии вывез свое имущество и полностью освободил здание храма.

В этом же году на купола собора были водружены титановые вызолоченные кресты.

Позже на колокольню установили 65-пудовый колокол, а потом шесть меньших колоколов.

Основные реставрационные работы проводились уже в первые годы нового века.

До наших дней чудом сохранился великолепный резной деревянный 17-метровый золоченый иконостас XVIII века, один из старейших в городе.

Самые древние в иконостасе образа свт. Николая Чудотворца и св. Александра Невского, переданные из церкви Меншиковского дворца, находятся в храме с самого его основания.

Особо почитается прихожанами храмовый образ Божией Матери «Нечаянная Радость», перед которым по вторникам по окончании вечерни совершается молебен с пением акафиста.

В соборе имеются две особо чтимые иконы св. Андрея Первозванного. Ежедневно совершается литургия, которая начинается в 10 часов, и вечернее богослужение в 17 часов.

За Андреевским собором располагается небольшое, похожее на обычный дом, здание церкви Трех Святителей.

Это редкий для Петербурга случай, когда два храма находятся рядом.

В 1740 году прихожане Андреевской церкви обратились к императрице Анне Иоанновне с просьбой о разрешении построить рядом теплую каменную церковь. Из-за нехватки средств строительство затянулось.

Церковь была построена в 1760 году, почти за тридцать лет до возведения каменного Андреевского собора. 17 сентября 1760 года она была освящена во имя Трех Святителей, с приделом Благовещения на хорах.

Архитектором церкви, вероятно, был Джузеп-пе Трезини.

Церковь имеет три входа — северный, южный и западный. С востока здание завершается большой трехгранной апсидой.

Одноглавая, с явными следами архитектуры барокко, Трехсвятительская церковь является одной из первых каменных церквей города. Особенно ценно, что ее вид за четверть тысячелетия практически не изменился.

Внутри здание разделено мощными столбами на три нефа. В ноябре 1916 года Трехсвятительская церковь была временно предоставлена для богослужений грузинам, которых в Петербурге насчитывалось около 6 тысяч человек, а в январе 1917 года епископы Кирилл и Антоний открыли здесь грузинский приход.

На стене возле западного, главного, входа уцелела старинная мраморная доска — бывшее надгробие с эпитафией на грузинском языке. Она напоминает о погребенной в 1745 году княгине Г. Н. Амилахвари, дочери кахетинского князя, обер-гофмаршала Н. Георгадзе (Джорджазева).

Приход Трехсвятительской церкви был закрыт весной 1918 года. В советское время храм постигла участь большинства культовых сооружений России — с 1930-х годов здесь размещалась трикотажная фабрика.

Находилась здесь и живописно-портретная мастерская «ИЗО». 15 июля 1991 года епархии вернули церковь, полностью изуродованную многочисленными переделками под производственные нужды, с уничтоженным внутренним убранством.

Восстановительные работы велись на пожертвования горожан.

В феврале 1999 года, в день Трех Святителей Вселенских, в отремонтированной церкви были возобновлены службы. Украшением церкви стали бронзовый запрестольный крест и паникадило, изготовленные в мастерских города Софрино.

Related posts