Дом композитора В. П. Соловьева-Седого

Дом композитора В. П. Соловьева-СедогоЗдание под № 131 являлось доходным домом купцов-братьев Марголиных, который был построен в первой половине XVIII века и перестроен в 1914 году. Одного из хозяев — Соломона Ильича Марголина — в 1918 году большевики арестовали и взяли в качестве заложника после того, как 30 августа эсер Леонид Каннегисер убил М. С. Урицкого, председателя Петроградской ЧК. Однако дом стал известным по другим причинам. На стене здания можно увидеть мемориальную доску с надписью: «В этом доме с 1950 по 1979 год жил и работал выдающийся советский композитор, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР Василий Павлович Соловьев-Седой».

Автор популярных песен о Ленинграде подчеркивал огромное значение для его творчества «музыки архитектуры» своего города: «Я вслушиваюсь, и, действительно, каждый памятник, мост, особняк, каждая набережная, каждое дерево имеет свою тему, свой образ, свое музыкальное развитие, свою мелодию и подголоски. Застывшая музыка архитектуры звучит, и я отчетливо слышу это звучание».

Василий Павлович Соловьев-Седой родился 25 апреля 1907 года в Петербурге.

Его отец — крестьянин Витебской губернии, пришедший в столицу на заработки и устроившийся на работу дворником.

С детства мальчика окружала народная музыка — отец играл на гармошке, а мать знала множество крестьянских песен. К восьми годам будущий композитор уже свободно подбирал по слуху песни, услышанные от старших, импровизировал вариации на них. С двумя приятелями, игравшими на гитаре и мандолине, Соловьев организовал трио.

Репетировать приходилось прямо на лестнице.

После революции отец стал рабочим мельничного комбината и председателем домового комитета бедноты.

Семья переехала из полуподвальной дворницкой в светлую квартиру. Там поставили пианино, и Василий Соловьев начал брать уроки музыки.

Однажды его импровизации услышал композитор А. С. Животов и понял, что у мальчика незаурядный талант.

По его совету Василий поступил в музыкальный техникум, а потом — в консерваторию.

Еще во время учебы Соловьев занимался сочинением песен для детей. Потом написал ряд инструментальных вещей, в том числе симфоническую картину «Партизанщина» и фортепианную сюиту, оформил несколько спектаклей в драматических театрах, сочинил радиооперетту «Хорошая погода», начал работать над оперой «Мать» по Горькому.

Но признание молодому композитору принесли вокальные сочинения. В 1934 году вышли его «Лирические песни», на обложке которых стояла фамилия Седой — псевдоним Соловьева: так звал его в детстве отец за светлый цвет волос.

Впоследствии композитор прибавил псевдоним к своей настоящей фамилии и стал подписываться Соловьев-Седой.

Окончив консерваторию, композитор работал над осуществлением нескольких идей. Некоторые его песни получили распространение — «Казачья кавалерийская» в исполнении Леонида Утесова, «Песня о Ленинграде», «Таежная», «Гибель Чапаева».

В годы Великой Отечественной войны Соловьев-Седой написал свыше шестидесяти песен, из которых наиболее популярными стали «Играй, мой баян», «Вечер на рейде», а также шуточные песни «Вася Крючкин», «Как за Камой», «На солнечной поляночке».

После войны Соловьев-Седой вернулся в Ленинград, и вскоре «песней № 1» в стране неожиданно стали его «Подмосковные вечера». Песня получила первую премию и Большую золотую медаль на Международном фестивальном конкурсе.

Еще одним хитом того времени стала песня «Если бы парни всей Земли».

В 1967 году композитору было присвоено звание народного артиста СССР, в 1975 году — Героя Социалистического Труда. Соловьев-Седой умер 2 декабря 1979 года и похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Related posts