Число средних учебных заведений
В 1862 г. было основано румынское научное общество, преобразованное через четыре года в Румынскую академию. Развитие румынского просвещения в Трансильвании происходило в борьбе с ужесточавшимися мадьяризаторскими тенденциями венгерского правительства.
В 1868 г., по закону Деака-Этвеша, в Венгерском королевстве было введено обязательное образование для детей от 6 до 15 лет с правом преподавания на родном языке. Однако, не будучи подкреплен финансовыми мерами, закон этот для румынского населения остался на бумаге.
В 1879 г. венгерский язык был сделан обязательным предметом во всех румынских школах; в начале нового XX столетия все начальные и средние школы с преподаванием на румынском языке были закрыты.
На родном языке продолиалось лишь обучение в церковно-приходских школах, где больше занимались зазубриванием молитв, чем грамотой.
Итоги были неутешительны — более трех четвертей румын Трансильвании оставались неграмотными (среди венгров области — менее трети, немцев — одна пятая часть). Идею создания румынского университета в Трансильвании осуществить не удалось.
Единственно, что удалось трансильванским деятелям просвещения, это добиться создания кафедр румынского языка и литературы в университетах Клужа, Будапешта и Вены.
Вслед за венгерской научно-просветительной Ассоциацией Трансильванского музея в 1862 г. возникло румынское общество «Астра».
Объединение княжеств, завоевание независимости страны, буржуазные преобразования, потребности производительных сил дали определенный толчок развитию естественных наук.
В 1865 г. в Бухаресте возникло общество для их изучения, через семь лет появилось Географическое общество.
В университетах открылись медицинские факультеты, читались курсы геологии и минералогии. Видную роль в развертывании экономических и агрономических исследований сыграл П. С. Аурелиан (1833-1909).
Крупным специалистом в этих областях был Ион Ионеску де ла Брад (1813-1891), выступивший против кабальных для крестьян условий сельскохозяйственных контрактов.